Logo English version Главная
алюминиевые аэроботы, аэроглиссеры, катера, изготовление и продажа аэроботов, aluminium airboats

email: alumboat@yandex.ru

алюминиевые катера классические аэроботы каютные аэроботы двухмоторные аэроботы
мотоустановки оборудование фотогалерея видеогалерея
главная история контакты прайс

Исторический раздел сайта
В этом разделе можно найти характеристики, чертежи и схемы аэроглиссеров и аэросаней, спроектированных и построенных в первой половине 20-го века в СССР.

Мы должны заметить, что аэроглиссеры, описанные в этом материале не являются полными прототипами выпускаемых нами аппаратов. Аэроглиссеры проектировались только для эксплуатации на воде. Корпус спроектированный для воды не выдержал бы эксплуатации по льду, снегу или грунту. Водяные рули и охлаждение двигателей забортной водой также не позволяли эксплуатировать аэроглиссеры вне водной поверхности. Для передвижения по снежной поверхности, льду и грунту использовались аэросани. Аэроботы совместили в себе эти виды транспорта. Прочный корпус с специальным полимерным покрытием, мощным двигателем и воздушными рулями позволяет эксплуатировать аппараты в режиме аэросаней. Легкая конструкция, водонепроницаемый корпус, предназначенный для глиссирования, большая грузоподъемность при ходе по водной поверхности - все это признаки аэроглиссера.

Статьи про военные аэросани, опубликованные в журнале "Моделист-Конструктор"
Аэросани НКЛ-16/42
Аэросани РФ-8-ГАЗ-98
Далее приведен материал по аэроглиссерам из "Справочника по мелким судам" изд. 1950г. под ред. Ю.В.Емельянова.

Особым типом судов, предназначенных для разъездов по водоемам с весьма малыми (менее 0,3 м) глубинами, являются глиссеры с воздушными винтами, создатели лучших типов которых, по праву, считаются советские конструкторы.

Способность этих судов к движению с большой скоростью по исключительно малым глубинам, возможность плавания по заросшим и засоренным фарватерам, способность проходить по плавающим бревнам и т.п. и даже переходить через почти не прикрытые водой песчаные косы и отмели делает их незаменимым средством сообщения по рекам с изменчивым и мелким фарватером. Невысокая экономичность этих глиссеров должна учитываться, но судов, равных им по проходимости, нет. Глиссеры с воздушными винтами в последнее время встречаются редко, но этот тип разъездных и пассажирских судов (Известен опыт успешной эксплуатации глиссеров с воздушными винтами на пассажирских линиях в верховьях рр. Оки, аму-Дарьи и др.) заслуживает применения в указанных выше особых условиях, для которых он был создан. В таблице приведены основные элементы нескольких глиссеров с воздушными винтами, построенных в СССР.
Основные элементы глиссеров с воздушными винтами, построенных в СССР
Обозначение типа глиссера Длина наиб.,
м
Ширина наиб.,
м
Водоизм.,
т
Мощность,
лс
Скорость,
км/ч
Номер приме-
чания
ОСГА (опытный 1935г) 8,0 2,1 1,92 200 55 1
X серии пассажирский 9,5 2,5 2,83 300 65 2
XVI серии грузовой 10,0 2,6 4,20 300 52 3
А-13 10,0 1,0х2(3,2) 2,90 400 88 4
ОСГА-9 (1934г) 10,5 2,5 4,57 450 61 5
Диз-4 11,5 2,5 4,80 400 53 6
ОСГА-9 (1935г) 11,6 2,5 5,40 500 56 7
ОСГА-9 (1938г) 12,0 2,5 6,40 500 55 8
АН-2 12,6 2,65 4,0 500 93 9
Примечания
1. Два звездообразных авиамотора М-11, тандем (с тянущим и толкающим винтами), имеется пассажирская каюта на 6 мест. Этот тип глиссера не получил распространения.
2. Мотор М-6. Пассажирская каюта на 10 чел. и закрытая рубка. При уменьшенной нагрузке (3 чел., D=2,2 т), скорость 82 км/ч.
3. Мотор М-6. Закрытая рубка на 2 чел. и кокпит для груза. Нормальная нагрузка 1500 кг груза и 2 чел. Допускает перегрузку до 2000 кг, со снижением скорости до 45 км/час.
4. Двухлодочная конструкция. Наибольшая ширина глиссера по внешним бортам лодок 3,2 м. Мотор М-5. Глиссер удовлетворительно ходит по длинной волне до 3 баллов.
5. Мотор М-15. Полная нагрузка 20 чел. Имеется пассажирская каюта.
6. Мотор В-2 (транспортный дизель). При максимальной мощности 500 лс скорость более 70 км/ч. Средняя скорость на большой дистанции 53 км/ч. Имеется каюта.
7. Мотор М-17. Полная нагрузка 20 чел. Увеличенное водоизмещение модели 1938 г определяется приемом дополнительных грузов.
8. При уменьшенной нагрузке - скорость 70-80 км/ч. Ширина указана по ГВЛ. Наибольшая ширина около 2,8 м.
9. Мотор М-17. Данные относятся к нагрузке 10 чел. При полной массе 24 чел. скорость 70 км/ч. Имеется пассажирская каюта. Рубка закрытая.
Основные элементы глиссеров с воздушными винтами НКЛ-5 и А-10
Обозначение типа глиссера Длина
наибольшая,
м
Длина
по ГВЛ,
м
Ширина корп. наиб.,
м
Осадка
средняя,
м
Осадка
габаритная,
м
Высота бора у миделя,
м
Глиссер с воздушным винтом НКЛ-5 6,37 5,80 1,79 0,20 0,10 0,65
Разъездной и пассажирский глиссер с воздушным винтом А-10 9,00 8,40 2,25 - 0,10 0,90

продолжение таблицы
Обозначение типа глиссера Надводный борт в носу,
м
Полное водоизм.,
т
Коэф. полноты водоизм. Материал корпуса Пассажир,
чел.
Команда,
чел.
Глиссер НКЛ-5 0,70 1,20 0,58 дерево и фанера 4 2
Глиссер А-10 0,85 3,20 - дерево 10 2

продолжение таблицы
Обозначение типа глиссера Тип двигателя Мощность,
лс
Скорость,
уз
Дальность плавания,
мили
Глиссер НКЛ-5 авиамотор 100 33 135
Глиссер А-10 авиамотор 225 30 -
Примечание
Конструкция глиссера НКЛ-5 разработана ЦКБ Главлесмаша. Габаритная осадка указана для глиссирования, на малых ходах габаритная осадка 0,22 м. Габаритная ширина по ограждению воздушного винта 2,53 м. Габаритная длина (с рулем) 7,12 м. Скорость указана для максимальной мощности мотора. Крейсерская скорость при мощности 80 л.с. - 27 узлов. Максимальная скорость, при уменьшенной нагрузке, до 45 узлов.
Чертежи глиссеров с воздушными винтами НКЛ-5 и А-10
NKL5
НКЛ-5 Обший вид
загрузить чертеж(633 КВ)

NKL5nos
НКЛ-5 Вид спереди
загрузить чертеж(159 КВ)

A10
А-10 Обший вид
загрузить чертеж(247 КВ)

A10teor
А-10 Теоретический чертеж
загрузить чертеж(440 КВ)

Rambler's Top100
Hosted by uCoz